Советы логопеда
Советы логопеда
Данные рекомендации предназначены для родителей, чьи дети страдают дефектами произношения. И хотя нарушения речи - довольно распространенное явление среди дошкольников, школьников и даже взрослых, если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.
Рассмотрим наиболее распространенные причины неправильного звукопроизношения и возможные способы предупреждения и устранения этих причин.
- Укороченная подъязычная уздечка. Движения языка при этом затруднены, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (так называемые верхние звуки). Совет: обратитесь за консультацией и помощью к специалисту (в поликлинике по месту жительства).
- Слишком большой, неповоротливый язык или, наоборот, слишком узкий, маленький, что тоже затрудняет правильную артикуляцию. Совет: регулярно проводите с ребенком артикуляционную гимнастику. Необходимые упражнения Вам подскажет специалист дошкольного/школьного учреждения или поликлиники, либо Вы сами их найдете в логопедических пособиях для родителей.
- Дефекты строения челюсти и зубов (верхняя челюсть сильно выступает над нижней; нижняя челюсть выступает вперед; между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток).Совет: исправление дефектов челюстей и зубов следует проводить в стоматологических кабинетах. Наилучший возраст для этого от 5 до 6 лет.
- Неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подражая детскому лепету, долго «сюсюкают» с ребенком, что задерживает развитие правильного звукопроизношения. Совет: родители должны быть образцом правильной речи для своего ребенка, ведь ребенок учится на примере речи родителей.
- Педагогическая запущенность. Имеет место тогда, когда взрослые уделяют мало внимания воспитанию, не следят за речью ребенка.Совет: необходимы регулярные занятия с ребенком, какими бы важными ни были Ваши собственные дела. Старания даже самого лучшего специалиста не дадут каких-либо положительных результатов, если ежедневно дома с ребенком никто не занимается.
- Недоразвитие фонематического слуха; недостаточно развитое, неустойчивое слуховое внимание. Ребенок испытывает затруднения в различении звуков, которые отличаются друг от друга очень тонкими акустическими признаками (т.е. звучанием): например, звонких и глухих согласных (/б — п/, /д — т/), мягких и твердых свистящих и шипящих (/с — с*/, /ш — щ/). Замена звуков, их смешение в словах, перестановки звуков и слогов, сокращения слов могут повлечь за собой недостатки чтения и письма. Совет: в дошкольные годы важно научить ребенка хорошо слушать и слышать. Для развития слухового внимания можно использовать различные занятия и игры. Например, такие:
- Предложить ребенку помолчать, закрыв глаза, и внимательно прислушаться к звукам, которые доносятся с улицы, из кухни, из ванной ( о чем говорит улица? комната?). Ребенок услышит гудки автомобиля, голоса людей, чириканье воробьёв, тиканье часов, капанье воды из крана, звук закипающего чайника и т.д.,
- Положить в банку шарик, в спичечную коробку гвоздики и издавать звуки, потряхивая коробочку, банку, разрывая бумагу, стуча карандашом о стакан и т. д.Потом повернуть ребенка спиной и производить те же звуки. Ребенок должен по звуку назвать, какие предметы издают звук.
- Научить ребенка различать силу, высоту голоса: предложить вспомнить сказку про трёх медведей. Подражайте голосам медведей. Голоса должны быть разной высоты: низкой, средней и высокой. Ребенок должен угадать, какому медведю принадлежит тот или иной голос.
- Предложите ребенку послушать звуки (или слоги, слова) и узнать какой-либо звук, например, звук /у/. Пусть ребенок хлопнет в ладоши (или топнет ногой, подпрыгнет на месте), если услышит нужный звук. Слова произносите, выделяя голосом отрабатываемый звук.
И, в заключении, несколько конкретных практических советов родителям, желающим исправить речевые недостатки своих детей:
- Помните, что хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием. Поэтому постарайтесь сделать Ваши занятия с ребенком интересными.
- Поощряйте каждый правильный ответ ребенка, будьте терпимы к его ошибкам.
- Не предлагайте слишком много упражнений за один раз — за одно занятие следует выполнять не более двух-трех упражнений, разучивая их поэтапно и в заданной последовательности.
- Если Вы видите, что ребенок устал и отвлекается, лучше отложите занятие.
- Обязательно прочитайте текст и убедитесь, что ребенок понял задание.
- Артикуляционную и пальчиковую гимнастику желательно выполнять ежедневно в течение 10 — 15 минут.
- • Дети очень любят находиться в роли «учителя». Поэтому при выполнении некоторых заданий полезно меняться с ребенком ролями.